Category: общество

Изобретение России

Интересная передача с историком Миллером о конструировании наций (http://finam.fm/archive-view/8806/). Интересный взгляд/

Андерсон начинает с того, что все крупные сообщества воображаемые, просто все. Это не вопрос о том, что это ненастоящие сообщества. Просто все крупные сообщества – они так или иначе воображены. Потому что члены их не знают друг друга, не могут знать все друг друга, в отличие, скажем, от деревенского сообщества. И, конечно, Россия не является исключением. Как и все другие большие сообщества, она была воображена.



...идея о том, что Карамзин сконструировал русский национальный нарратив исторический, с моей точки зрения, неверна. Это сделал не Карамзин, это сделал Устрялов, причем в явной оппозиции к Карамзину. У Карамзина главный герой – государство, и это «История государства Российского». А Устрялов говорит: чего мы так обедняем нашу историю? Если мы напишем историю народа, то масса людей, масса земель, которые были вне государства Российского в течение многих веков, станут частью нашей истории. ...Ему покровительствовал Уваров Сергей Семенович, он дал ему премию за лучшую книгу по русской истории. А почему он был важен? Что это было такое? Это был ответ на польский вызов. Потому что империя столкнулась с тем, что разрушенная, но не уничтоженная вполне, в лице своего дворянства Польская империя говорила о том, что западные губернии-то – это польские.

И вот как раз Карамзин в злой «Записке русского гражданина», которую он пишет Александру I, причем боится, что закончится путешествием в Сибирь, он возражает против высказанной Александром идеи: не отдать ли нам эти губернии, присоединить их к Царству Польскому? С точки зрения Александра вполне интересный шаг. Потому что ему нужно, чтобы польское дворянство его любило, он сам еще по совместительству польский король. А Карамзин ему возражает с точки зрения русского имперского дворянства, он говорит: «Не имеешь ты права отдавать то, что хоть раз было присоединено к нашей империи».

Но, что очень интересно, Карамзин во всей этой «Записке» ничего не говорит о преобладающем населении этих областей, как о русских. А вот Устрялов уже говорит, как о части русского народа. Вот с этого момента малороссы, белорусы и так дальше в официальном нарративе становятся частью русского народа.




Памятники Кузминского кладбища (много фото)

Снова довелось посетить Кузьминское кладбище в Москве. Давно хотел написать, в прошлый раз был без фотоаппарата, и снял только несколько цыганских памятников. Решил что тут можно рассказать чуть больше.

Кузьминское кладбище сравнительно молодое. Первые захоронения тут относится к 60 годам прошлого века. Обычнное городское кладбище на окраине Москвы. Но, поскольку остальные кладбища оказались относительно закрытыми и специализироваными, тут начали хоронить не только из близлежащих районов, но и уважаемых людей. В советском смысле уважемых. Из широко известных людей тут похоронен только актер Марков (не нашел в этот раз его могилу). Зато образовалось несколько национальных захоронений. Самое заметное из которых цыганское. Кладбище православно-атеистическое, поэтому тут в основном христианские памятники. Есть несколько и мусульманских захоронений, но основная мусульманская территория за Сормовской улицей.

Цыганские памятники

Цыганские памятники поражают размерами и роскошью. Тут захоронены цыганские бароны (звание князя они получают после смерти) и известные люди. Много венгерских имен и фамилий. На некоторых написаны имена семей отдельно.



Collapse )

Дружба скрепленная черной кровью

Вчера глубоко ночью ТВЦ показала фильм "Черная Кровь". Очередной исторический фильм о том как Англия и Франция разжигала войну между Рейхом и СССР.  В фильме все крутится вокруг эпизода, когда Британия припугнула СССР бомбардировками Баку. И вообще все крутится вокруг нефти - модной и понятной всем причиной всей международной политики. Попутно  рассказывается о полезности Пакта, о справедливых требованиям к несговорчивой  Финляндии,  о том что война на Западном фронте была плевой для рейха и они шли со скоростью танковой колонны (на Восточном, впрочем, они шли с такой же скоростью).

Однако тут пошли дальше. Константин Сивков, доктор военных наук, сказал (47:19), что  если бы удар был, то СССР стал бы жертвой агрессии со стороны Франции и Британии и выступил на стороне Германии и тогда бы Германия имевшая в тылу сырьевую базу не остановилась бы на разгроме Франции и высадились в бы Британии.  И не было сил остановить бы эту машину, и история пошла совсем по другому!.

Сижу и думаю: они это уже в положительном смысле говорят? Что мол так и надо было делать, а англичанка нагадила и не дала сбыться планам?

Замысел мавзолея

Недавно сходили в уникальный музей Кржижановского в Москве. Но, об этом позже, а сейчас хотел показать интересный предмет.  Нарукавная повязка с похорон Ленина.
Дело в том, что в момент похорон не было принято официальное решение о бальзамировании и о мавзолее. Но...

Миф о петровской меритократии

Оригинал взят у sm_sergeev в Миф о петровской меритократии
В последнее время появился целый ряд исследований, где наши традиционные представления о петровской эпохе как эпохе социальной мобильности решительно опровергаются.

В сборнике "Дворянство, власть и общество в провинциальной России" (М., 2012) немецкий историк Лоренц Эррен в работе "Российское дворянство в пер. пол. 18 в. на службе и в поместье" пишет:

"Вопреки широко распространённому до сих пор, хотя и опровергнутому современной историографии мифу петровские реформы не только не открыли различным сословиям путь в дворяне, но и впервые в [русской] истории позволили дворянству чётко отмежеваться от более низких социальных слоёв" (с. 59).

"Представления историков прошлого об "упадке боярской аристократии" в 17 в. не находят подтверждения. Внутридворянская социальная иерархия, сложившаяся в московский период, продолжала действовать и после введения Табели о рангах, а иерархические лестницы, основанные на происхождении, богатстве и чинах, практически совпадали" (с. 61).

"Возможности карьерного роста на военной службе регулировались нормами официально отменённой в 1682 г., но продолжавшей действовать на практике системы распределения служебных мест - местничества. В качестве морального кодекса оно оставалось в силе вплоть до вт. пол. 18 в." (с. 65).

Суровые меры воздействия на дворян, принятые Петром, носили по большей части "педагогический характер". В частности, "пока не удалось установить ни одного случая, когда изданный Петром запрет на женитьбу неграмотных дворян расстроил бы намеченный брак" (с. 66).

В сборнике "Правящие элиты и дворянство России во время и после петровских реформ" (М., 2013) С.В. Черников в работе "Военная элита России 1700 - 1725 гг.: меритократические и аристократические тенденции в кадровой политике  Петра 1" пишет:

"Подавляющее большинство руководства армии и флота имело дворянское происхождение (96%). Лишь трое (А.Д. Меншиков, Ф.О. Осипов и Ф.М. Скляев) сумели пробиться на вершину иерархии из низов общества" (с. 54).

"Так называемая "антибоярская политика" Петра 1 является историографическим мифом, поскольку знать благополучно продолжала служить на высших постах. За весь период с 1700 по 1725 г. из 12 русских генералов, носивших чины первых трёх классов Табели о рангах, 10 человек были представителями родовой знати (...): И.И. Бутурлин, кн. М.М. Голицын, А.М. и гр. Ф.А. Головины, кн. В.В. и Я.Ф. Долгоруковы, кн. И.М. Кольцов-Мосальский, кн. А.И. Репнин, кн. И.Ю. Трубецкой, гр. Б.П. Шереметев" (с. 57).

"Представители тех фамилий, которым в допетровское время не удалось добиться думных чинов, как правило, не поднимались выше ранга бригадира или генерал-майора" (с. 58).

В том же сборнике Н.Н. Петрухинцев в работе "Консолидация дворянского сословия и проблемы формирования оформляющей его терминологии" пишет:

"...основную массу офицерства ... составляло дворянство ... оно дало  в 1721 г. в общей сложности 61,9 % состава" (де-факто - 70,2 %). "...Лишь 14,6% - выходцы из непривилегированных сословий, осевшие в офицерских низах. В числе этих почти 15% офицеров из простолюдинов только 0,9% от общего числа офицерского корпуса дослужилось до капитана (т.е до уровня ротного командира) и никто до штаб-офицерских чинов" (с. 259).

В том же сборнике С.В. Польской в работе "Двор и придворное общество в послепетровской России" пишет:

"... в 1730 г. из 179 представителей "генералитета" 125 принадлежали к княжеским родам, думным чинам или московскому дворянству и были тесно связаны родственными отношениями" (с. 343).

"...Аристократия вполне успешно вестернизировалась, в то время как сопротивление реформам можно обнаружить разве только со стороны отдельных косных представителей поместного дворянства..." (с. 344). В качестве наиболее ярких примеров приводятся Д.М. Голицын, П.А. Толстой, И.Ю. Трубецкой, Б.И. Куракин (который, судя по всему, и является основоположником мифа об упадке московской аристократии при Петре).

В общем, это хорошо подтвержадает мой (и не только мой) старый тезис, что петровские реформы - это консервативная революция, замаскированная под модерн. Как говорил мудрый князь Салина ("Леопард"): "Чтобы всё оставалось по-прежнему, нужны перемены".

Как выбраться из Жопы или бремя незаметного лидера

Автор Ольга Курникова

Я живу в центре Москвы в небольшом и узком переулке. Движение двухстороннее. С учетом припаркованных по обочинам машин, проходимость переулка стремится к нулю.
И это дало мне возможность провести мини исследование. Вот его результаты.

В течение года я наблюдаю из своего окна, как раз примерно раз в полтора-два часа в переулке возникает глухая пробка. Узнаю я об этом безошибочно по мату и сигналам автомобилей. Я беру свою амбарную тетрадь и шлепаю к окну наблюдать.))) Ибо передо мною всегда разворачивается один и тот же сценарий конфликта. С небольшими вариациями.

Итак.

ПРОЛОГ.

В переулок вьезжает молодая девушка на Лэндровере/(газель с водой)/помоечная машина и т.п. Короче, въезжает Проблема. Окружающие машины еще об этом не в курсе, и потому продолжают позволять себе вольности в виде: заехать на втречную полосу бочком, газануть и т.п. И тогда Проблема мгновенно перерастает в Жопу. (Извините). Некоторое время будущие участники будущего конфликта еще тыркаются, еще пытаются проскочить. И завершают дело: переулок наглухо встает.

Часть 1. Конфликтная.

Когда все стороны осознают, что произошло, вперед всегда выступают истероиды и психопаты (ничего обидного, просто термин)))) обоих полов. Как правило они либо высовываются из окон своих автомобилей (если авто дорогое), либо выныривают из-за колес своих газелей. С матом, выпученными глазами, с криком - вид они имеют всегда совершенно устрашающий. Текст примерно тоже одинаков: как, ...ть, только таких допускают до руля и кто им покупает машины и права!

Collapse )

СКОЛКОВО - 2: Что происходит на самом деле? Документы и анализ.

Уточнения и продолжения темы Сколково. Не все так плохо, как хотелось бы.

Оригинал взят у baron_myx в СКОЛКОВО - 2: Что происходит на самом деле? Документы и анализ.

Некоторое время назад мы съездили в Сколково, пофотографировали, описали всё жёстко, но весьма поверхностно. Вот, что случилось дальше.
На Сколково обрушился вал критики. Со стороны Сколково со мной связалась Анна Синькова, главный редактор сайта. Хотела что-то сообщить и пропала. Мне удалось поговорить со Станиславом Наумовым, один из экс-участников проекта. Он пригласил в Сколково и вежливо пытался донести до меня мысль, что репортаж поверхностен, *в конце его слова. Что работа идёт, и работа титаническая. Что надо приехать ещё раз летом и сделать новый репортаж.
Естественно, я не поверил! Появился какой-то чиновник и настойчиво пытается меня вербовать в союзники. Но, я понимал, что репортаж поверхностен, и тему надо ковырять, разоблачать. И начал искать документы. Найдя их, передал весьма авторитетному человеку в области строительства. Также, я переговорил со многими людьми, имеющими отношение к наукограду. Мнения были разные, но все утверждали одно... Сколково есть!

Ниже я привёл переписку по скайпу с экспертом. Имя собеседника я скрыл, сами поймёте почему; думал обработать, но оставил как есть, простите за пунктуацию. Текста много, важные моменты выделил. Если для кого много текста, проматывайте к выводу. Всё выложил честно, как есть и что знаю.



Концепция страховой защиты по проекту строительства Инновационного центра "Сколково" *качайте, смотрите, изучайте сами.
Фото документов на Яндекс.Фото *видно плохо, поэтому лучше скачать по ссылке выше.
***

Барон Муха: Дошли

Х.Х. ну да ознакомилась в чем вопрос?

Барон Муха: Выводы? Есть объект там много жилья и три здания одно здание по сути - экспоцентреще два - х** знает, простите что вместо обещанного РнД и чистых комнат плюс университет и нанорассадник идей нам впарили поле и два поселка ну- классную инфраструктуру с заправками для электромобилей примерно сколько уже ушло - можно взять из отчета СП на строительство и прочее
отчет СП был вот в феврале тогда же когда ГП волновалась по поводу целого миллиона долларов украденного
ах да.. у них там в описи всего 1 шлагбаум мне кажется это перерасход бюджетных средств!

Х.Х. ты приложение №4 видел? вот такая же херня должна быть и по приложению №1 то есть с циферками
если коттеджи юридически принадлежат Сколково, то вряд ли подкопаешься
приложение №4 это то что планируется сделать соответственно то на что будут выделены деньги
 приложение №1 можно физически проверить то есть проехаться по адресам и напротив каждого пункта поставить галочки
перерасход конечно же есть его не может не быть
 а отчет счетной палаты есть?

Барон Муха: Туда не доберусь, я там никого не знаю.

Х.Х. вообще красавцы пункты 1-10...назначение: нежилое.... жилой коттедж...
д/о "Полет" - это скорее всего территория на которой ведется застройка просто её не стали переименовывать но коттеджи они и обещали построить это типа жилья для ученых
Климов постил статью где они это изначально предполагали
с точки зрения комфорта это правильно, но это перерасход с точки зрения обывателя, так как можно построить хрущевку и туда всех по малогабариткам расселить то есть всё весьма и весьма относительно ландшафт там серьезный делали и очень грамотный компании кстати привлекались по тендерам и честно это я на своей шкуре знаю

Барон Муха: Получается Сколково честный проект?

Х.Х. без откатов по крайней мере всё что можно это проверить приложение №1 и сравнить это приложение + приложение №4 с тем что выложено на сайте Сколково про
Collapse )

А чтоб уменьшить накал эмоций. Предлагаю всем критикам, летом, посетить Сколково. Вместе со мной и документами. Если мы критикуем, то давайте честно разбираться в происходящем, а не оголтело крыть всех и вся комментариями. Иначе, это не критика, а клевета... на людей, которые пашут, а не прожирают бюджетные деньги на Мальдивах. Давно пора посмотреть самим, что и как! Простите за сумбур и прямую речь. Надеюсь найдутся эксперты и дадут более грамотный, и документальный расклад.

***
P.S.
Станислав Наумов
Странно, что в любой попытке нормального диалога пусть даже с противоположной стороной, натыкаюсь на реальные тупики из которых мои собеседники предпочитают не выходить. Я думаю, эта абсолютизация чувства собственной правоты в диалоге с представителями противоположной стороны хорошее горючее для периодического перерастания любого нормального критицизма во флэшмобы типа айда проверим сколковских. Согласитесь, Сергей, особенного желания поизучать, например, одну из 160 историй российских ребят, прошедших через международную экспертизу и получивших с помощью Сколково безвозмездный грант плюс финансирование венчурного фонда, у Вас, увы, пока не возникло. А ведь, что проще.? - полазить по сайту http://www.sk.ru/

Вот я и полазил, Станислав. Не все критики проекта Сколково оголтелые кликуши, многие просто хотят понять, что и как. Теперь я хочу узнать все 160 историй, все 160 грантов, всех 160 ребят. Думаю, не мне одному это интересно. Стоит сделать Сколково более публичной площадкой, лично я своей стране не враг, просто хочу понять: где дело, а где преступление.


P.P.S.

Х.Х.есть еще один интерессный момент: каждый хочет получать достойную зарплату, но потом все удивляются почему так дорого а ведь это так просто - посчитать кол-во рабочих и умножить тысяч на 60 ведь это и правда та самая средняя зарплата нормального рабочего, а не таджика кстати когда я там был таджиков там не было а рабочии все были в спец.костюмах как сейчас не знаю
Х.Х. тех кто крылья себе приделывалии вообще высмеивали а они разбивались но ведь люди научились летать пароплан, дельтоплан, самолет это просто безумная мечта, в которую вкладывают безумные деньги
Х.Х. но делают это не для того, что бы обобрать государство или налогоплательщиков а для того что бы идти к мечте а те кто обирают налогоплательщиков строят себе по несколько коттеджей и даже не живут в них и делают это крайне тихо
Х.Х. просто пойми - они ведь от тебя немногим отличаются
Х.Х. проекты безумные и не понятные
Х.Х. и каждому, бли виднее, как тратить деньги
Х.Х. но такие проекты нужны
Х.Х. !!!
Х.Х. вот!!!

Клуб Сколково в Фейсбуке, собственно можете сами пройти и задать вопросы, или наблюдать за дискуссией.


Сергей Нидолов, проект "Апостол"

Почему Усольлаг не лагерь смерти, если там умирали как Дахау?

Анамбль песни и пляски НКВД - это концепция!

©Гефтер

А караван идет, как будто и не бывало. Ветераны с орденами, традиции которые нужно чтить. Я даже не знаю как это назвать. Ну, наверное, как если бы Пол Пот выступал по ТВ сад и рассказывал о современных мотыгах для огорода. Не тогда, сейчас. Или что Иди Амин делился секретами угадндийской кухни после истории с мясом в его холодильнике. И удивительно, в оригинальном посте полно дискуссий про то что это вполне уместно и ошибки были... 

Читайте, пост тяжелый...

Оригинал взят у corporatelie в К юбилею Усольского ИТЛ

Несколько дней назад в интернете по новостным ресурсам прошла относительно незамеченной, казалось бы, достаточно безобидная информация о празднике в управлении федеральной службы исполнения наказаний, со ссылкой на пресс-службу ГУ ФСИН РФ по Пермскому краю.

Вот официальный пресс релиз,- http://fsin.perm.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=523&Itemid=1



Советую всем френдам посмотреть ролик,- 2 минуты, зато накал психоделизма зашкаливает.

Процитирую.
"В Соликамском отделе ГУ ФСИН РФ по Пермскому краю отметили 75-летие Усольлага – одного из первых лагерей системы ГУЛАГ. Примечательно, с какой нежностью работники пресс-службы управления описывают работу лагеря, являвшегося частью явления, которое в современной общепринятой системе ценностей характеризуется негативно. "
<…>
 photo gulag_zps9618e49f.jpg


«В январе 1938 года в Усольском ИТЛ НКВД СССР были заложены традиции, которые имеют ценность и в нынешнее время. Это верность Родине, взаимовыручка, уважение к ветеранам. Усольлаг это тысячи километров дорог, сотни лесных поселков, более 60 тыс. сотрудников, рабочих и служащих, трудившихся на протяжении 75 лет, это школы, детсады, клубы. В какое лихолетье был образован Усольский ИТЛ, через сколько тяжких испытаний прошел! Какое мужество за это время проявили его руководители, аттестованный и вольнонаемный состав, чтобы учреждение встало на ноги и успешно решало производственные и социальные задачи», - поделился воспоминаниями заместитель председателя краевого совета ветеранов ГУФСИН России по Пермскому краю Сергей Ерофеев»»
, - говорится в пресс-релизе."(http://www.znak.com/perm/news/2013-01-30/1001736.html)

Collapse )

Философский пароход и шизофрения русского языка

На Финам.ФМ как всегда порадовала передача Археология Сергея Медведева. На этот раз говорили с Петром Щедровицким, философом и сына философа.

По началу кажется что философия совершенно наука не от мира сего, но Петр очень точно расставил на свои места и провел линию от Философского парохода  к невозможности связать слово и дело.  Вот избранные цитаты для обдумывания.

О связи языка и дела

Вот Мераб Константинович Мамардашвили когда-то мне сказал в сердцах, когда он в один из разов поехал читать лекции во Францию, он мне потом сказал, что русский язык кастрирован. 40 лет никто не занимался языковой инженерией, в том числе с помощью переводов, и не создавал внутри языка соответствующие смыслы, соответствующие термины, которые (и вот здесь я говорю самую важную вещь) обладают не только идеальным, но и реальным содержанием. Потому что коммуникация – она сшивает мышление и действие.

Человек, когда он проговаривает что-то, он заимствует из чистого мышления идеальные объекты и значения, но он привязывает их с помощью коммуникации к своему жизненному миру, к своей практике. И поэтому, вычеркнув коммуникацию, мы разорвали мышление и действие. Мы сохранили его для физики, потому что надо было делать бомбу. Мы в меньшей степени сохранили его для каких-то прикладных работ в области инженерии. А, например, в экономике мы просто уничтожили связь между мышлением и действием.

Это касается и философии. Вот я понимаю, что вы в какой-то момент хотите подвести меня к вопросу о том, а что же философия делает по отношению к нашей текущей жизни. Без этого слоя коммуникации, без включения в него людей, занимающихся разными практиками – хозяйственными, управленческими, филологическими, историческими – не может быть прикладности и значимости философского мышления.

Потому что философское мышление – это, в конце концов, работа с  предельными рамками, с предельными значениями. Если не включать эти слова, эти термины, эти значения, эти  идеальные объекты в свою жизнь, они так и будут предметом чистого мышления, как сказал бы Кант. Они не станут прикладными и не станут организующими для того, что мы делаем здесь и теперь каждый день…
..Поэтому мы с вами вынуждены констатировать, что вот этот разрыв между мышлением и действием, который мы фиксируем с вами повсеместно… Что вы ни откроете: «А почему мы действуем… Одно говорим, а другое делаем?»

О подружках и психоанализе

Мы недооцениваем некоторые институты. Ну, скажем, исповедь. Ведь для того, чтобы язык религиозный стал языком отдельного человека в его саморефлексии и самоорганизации, существует очень понятный институт: ты приходишь, и из года в год, а потом из поколения в поколение проговариваешь свой опыт в этих терминах. Ты рассказываешь о том, что ты переживаешь, какие ты испытываешь эмоции, и получаешь оценку этих эмоций с точки зрения того, насколько они соответствуют духу Писания. Мы даже не представляем себе, насколько это мощный институт формирования человеческого сознания.Collapse )

Анна Каренина-2

UPD: Автор этого замечательного текста писатель-фантаст Александр Золотько aka alfhunter

Напомнило рассказ Толстой "Сюжет" о Пушкине и Ленине.

Анна Каренина-2

После гибели Анны Карениной под колесами поезда ее дочь Анну на воспитание берет Каренин. Вронский в глазах общества превращается в чудовище, и все, кто раньше злословил по
поводу Карениной, теперь выбирают своей мишенью Вронского. Он вынужден уехать из Москвы, но и высшее общество Петербурга его не принимает. Следы Вронского теряются где-то в глубине России.

Каренин воспитывает детей Сергея и Анну одинаково строго. Но подрастающей Анне кажется, что с ней он обходится особенно сурово. Сережа иногда, обвиняя Анну в гибели матери, грозит ей, что папа оставит ее без наследства, что не видать ей приличного общества и что как только она подрастет, ее вышвырнут на улицу. Романа Льва Толстого в доме Карениных не держат, но Анна прочитала его довольно рано, и в ее сердце вспыхивает желание отомстить. В 1887 году совпадают сразу несколько событий: умирает Каренин, Сергей Каренин осуществляет свою угрозу - выгоняет Анну из дому, и становится известно, что Вронский жив. Практически разорившись, бывший блестящий офицер живет в небольшом волжском городе. На последние деньги Анна покупает билет на поезд и, похитив из дома Карениных револьвер, едет, чтобы отомстить отцу.

Вронский живет в приволжском городе Симбирске одиноко. Свет даже такого маленького городка после выхода в свет романа "Анна Каренина" не принимает его, и Вронский вынужден вращаться н полусвете. Однажды он знакомится там со странной парой бывших каторжан, недавно амнистированных. Его зовут Родион Раскольников. Его молодая подруга - Катя Маслова. К Раскольникову Вронского привлекает еще и то, что волей случая они оба стали героями романов. Катя Маслова, бывшая проститутка, убившая любовника, завидует обоим и иногда говорит: "Вот напишу Льву Толстому, он и меня в роман вставит". Она даже иногда по вечерам пишет нечто вроде дневника, а потом отправляет листки в Ясную Поляну. На каторге она потянулась к овдовевшему там Раскольникову, но на свободе постаревший Родион не может идти ни в какое сравнение с сохранившим столичные манеры Вронским.

Раскольников в отчаянии, но сам он уже не может поднять руку на человека. Он решает найти исполнителя своей мести. Выбор Раскольникова падает на семнадцатилетнего гимназиста, у которого недавно казнен брат за покушение на царя. Володя Ульянов, читавший о судьбе Родиона Раскольникова, соглашается и из рогатки, почти в упор, свинцовым шариком в висок  убивает Вронского. На крик Масловой сбегаются люди, собирается толпа, и в этот момент к дому на извозчике подъезжает Анна Каренина. Она понимает, что опоздала, что месть осуществить не удается.

Вечером в гостинице она узнает имя гимназиста, убившего Вронского, и то, что в городе созрел своеобразный заговор молчания. Из сострадания к матери Ульянова, уже потерявшей сына, и оттого, что Вронского все равно никто не любил, в свидетельство о смерти Вронского вписан апоплексический удар. Анна, не имеющая средств к существованию, в гостинице знакомится с купцом и на пароходе уплывает с ним.

Маслова в отчаянии, она должна вот-вот родить, но к Раскольникову возвращаться не хочет. Дождавшись родов, она подбрасывает родившуюся дочку в бедную еврейскую семью, а сама кончает жизнь самоубийством. Еврейская семья Каплан, приняла подкидыша, назвав девочку Фанни. Девочка знает, кто виноват в том, что ей приходится воспитываться в еврейской семье.

Фанни решает отомстить. Анна Каренина намеренно бросается в разгул, жизнь превращается в череду пьяных компаний и в переход от одного купца к другому. Идут годы. Однажды осенью 1910 года после пьяного кутежа в затрапезной гостинице Анна находит зачитанные прислугой книги Льва Толстого "Анна Каренина" и "Воскресение". Старая боль вспыхивает в душе Анны, и ей начинает казаться, что во всем виновен Лев Толстой, что именно он виноват в том, что брат выгнал ее из дому. Анна решает убить Толстого и отправляется в Ясную Поляну, послав по дороге телеграмму с угрозой. Лев Толстой понимает, что это не шутка, все бросает и бежит из Ясной Поляны.

По дороге простуживается и умирает. Анна снова опаздывает. Снова загул, попытка утолить воспоминания в вине. Приходит в себя Анна только в 1917 году, когда узнает, что в Петрограде произошла революция, и во главе ее стоит тот самый гимназист из Симбирска, который убил Вронского. Это единственный человек, который сделал для Анны хоть что-то. Анна принимает революцию, уходит из занятого белыми города и присоединяется к отряду красных, которым командует Василий Иванович Чапаев. Она становится матерью этого отряда, обстирывает бойцов и готовит еду.

Иногда в бою она ложится к пулемету. За это ее прозвали Анна-пулеметчица. Глядя на нее, комиссар отряда, уже выросшего в дивизию, Фурманов говорит: "Напишу роман, обязательно о ней расскажу, только придется фамилию изменить, а то не поверят. И помоложе сделаю".

В 1918 году Фанни Каплан настигает Ленина возле завода Михельсона и сказав: "Помни о смерти моего отца", - стреляет в Ленина из браунинга. Ее быстро казнят для того, чтобы никто не узнал о том, что Ленин в молодости был убийцей. Гибнет штаб Чапаева, в живых остается только Анна, потому что ее узнал командир белых Сергей Каренин, ее брат.

Заканчивается Гражданская война и Анна перебирается в Москву, чтобы хоть иногда видеть Ленина, но в 1924 году Ленин умирает, и жизнь Анны теряет всякий смысл. Она опускается и идет работать в домработницы.

Однажды, сходив в лавку за подсолнечным маслом, она идет домой и на трамвайных рельсах вдруг вспоминает о смерти своей матери. Приближающийся трамвай кажется ей тем самым поездом. В ужасе Анна бежит, выронив бидон с подсолнечным маслом на трамвайной линии возле Патриарших прудов...