Category: авиация

Category was added automatically. Read all entries about "авиация".

Холодная война: поймай меня если сможешь

Как и я и писал в предыдущем посте, в Деле Дятлова полно "вкусных" подробностей. Одно из расследований  под авторством Ракитина «Смерть, идущая по следу» предполагает что группа Дятлова погибла от рук американских диверсантов. Не буду касаться Дятлова, я о другом.

Оказывается до начала 60х американцы залетали в воздушное пространство СССР как к себе домой, и СССР не могло ничего с ними сделать, несмотря на победные доклады генералов. Сделаны были тысячи полетов, в том числе над стратегически важными объектами, а советские самолеты если и долетали до нужной высоты, то просто не могли сбить вертлявые Стратоджеты - самые быстрые бомбардировщики того времени.

Старджеты залетали обычно с севера,  через полюс, где у СССР не было ни средств обнаружения, ни возможностей быстрого перехвата. Стратоджетам достаточно было обходить аэродромы за 150 км. После появились и вовсе недосягаемые U-2, в существование которых сначала в СССР не верили. Именно поэтому когда наконец U-2 сбили на 1 мая 60 года 14й (SIC!) ракетой, сбив при этом своего, это отмечалось как огромное достижение. Собственно ракеты C-75 стали причиной, по которой полеты прекратились. 

Полеты в 50х поражали своей наглостью и летали не только над северными границами, но и над Киевом, Новгородом, Смоленском, они снимали первомайские парады и делали, в общем, что хотели.  

Рекомендую прочитать 20 часть расследования, но пожалуйста, не надо читать остальное. Пропадете в этом перевале, как и другие исследователи! :) Я же приведу цитаты оттуда. 

Collapse )






Бродя по авиафорумам по поводу версий падения самолета

Интересные факты нарыл с подачи shimerli Оказывается до посадки президентского борта там сел первый польский самолет.

Как сообщили Infox.ru очевидцы событий, первым на аэродром Северный в районе поселка Печерск в пригороде Смоленска прилетел самолет Як-40, на борту которого находились польские журналисты. Затем на посадку дважды заходил самолет Ил-76 с сотрудниками федеральной службы охраны. Однако из-за густого тумана (видимость составляла до 400 метров) военный диспетчер аэродрома запретил самолету посадку — тот улетел в аэропорт Внуково. В 10.50 утра на посадку в Смоленске заходил Ту-154 с президентом Польши и членами официальной делегации.

Эти же сведения подтверждает армянское новостное агентство:
 
 
У места падения самолета появились цветы и свечи - их несут к месту падения самолета польские журналисты, которые ждали делегацию во главе с Качиньским в аэропорту.

Обсуждения на авиафоруме так же говорят о первом самолете с журналистами. Пользователь форума Corvus: подвел промежуточный итог:

1. Фактические метеоусловия на военном аэродроме Смоленск-Северный были в момент катастрофы (высота нижней границы облаков Х видимость) около 600х60.А возможно, что и несколько хуже:

во-первых, вероятно некоторое давление со стороны начальства на сотрудников метеослужбы: например, реальная видимость могла быть метров 400-500, а их заставляли давать в сводке 600;
во-вторых, на военных аэродромах частенько нет приборов для измерения видимости, то есть нет её точного определения (и фиксирования самописцами в непрерывном режиме) - видимость наблюдается визуально по естественным ориентирам или, в лучшем случае, по щитам, установленным вдоль ВПП.

Вообще говоря, это большая проблема - качество метеонаблюдений на военных аэродромах (в силу плохой их технической оснащённости).

2. Авиаполк на данном аэродроме был расформирован в октябре 2009 года, и ныне аэродром функционирует в статусе авиационной комендатуры. Радионавигационное и метеорологическое оборудование, скорее всего, находится в плачевном состоянии.  С кадрами радиотехнической и метеорологической службы (и их квалификацией) тоже, скорее всего, большие проблемы.

а) Даже если на аэродроме есть курсо-глиссадная система (что вряд ли), которая к тому же неизвестно когда последний раз проверялась, минимум аэродрома 60х800 или, более вероятно, 70х900 или 100х1000.

б) Но ещё более вероятно, что аэродром оборудован только приводными радиостанциями (ДПРМ и БПРМ), плюс, возможно, радиолокатором системы посадки (РСП). В таком случае минимум аэродрома примерно 120х1500 или 150х1800.

3. Таким образом, имела место попытка посадки ниже минимума аэродрома (несколько ниже минимума в случае 2а и намного ниже минимума в случае 2б).

3. Думаю, имело место давление со стороны Качиньского на экипаж. Такие прецеденты уже были ранее.

4. Скорее всего, диспетчер (точнее, военный руководитель полётов) не знал английский. Если только для такого случая в качестве "усиления" не прислали какого-нибудь гражданского диспа из Внуково.

Итак, попытка захода в сложных метеоусловиях на плохо оборудованный аэродром под давлением заказчика.
Скорее всего, экипаж не имел опыта посадок на такие аэродромы в сложных метеоусловиях.

Яркий пример того, в каком безобразном состоянии находятся многие аэродромы России и чем это может аукнуться.

Collapse )

Версии падения самолета Качиньского

Всплыло несколько любопытных мнений, все же не президенты европейской страны на самолетах не гибнут каждый день. Версия Веревкина: sergey_verevkin 

Но почему же пилот раз за разом старался посадить самолет именно в Смоленске? Ведь при каждом заходе на посадку ему заново сообщались условия — в первую очередь, видимость горизонтальная и вертикальная, а также ветер (скорость и направление), давление и другие данные. То есть четыре раза ему сообщались данные, удовлетворявшие условиям 2-й категории, и четыре раза он пытался посадить самолет.

Ни один пилот не станет делать этого, если видимость не соответствовала его личному минимуму. Тем более дисциплинированнейший командир Президентского борта!

Из этого у меня вытекают только два предположения:

1. Командир Президентского борта был чем-то вроде легендарного Мимино — лихого летчика малой авиации, которому Уставы летной службы, Наставление по производству полетов, Присяга Президенту страны — все по барабану. Этакий лихач за штурвалом.

2. Командиру Президентского борта выдавали четыре раза неверную метеообстановку в районе аэродрома.

Версию вряд ли стоит принимать во внимание. Ранее пилоты президентского борта отказались садится в Тбилиси во время боевых действий и сели в Азербайджане. Президент Польши обещал ему выговор, а министр обороны наградил пилота серебряной звездой.

Кроме того, что пилоты президента взялись не просто так. Учитывая культ летчиков у поляков (национальная авиакомпания Польши одна из самых безопасных). И наши пилоты на форуме отзываются о них только положительно.

Самолет был переоснащен новым оборудованием,  правда, есть версия что на нем уже не стояла советская  система навигации РБСН, которая использовалась на военном аэродроме.

спасибо [info]leicacit  за наводку на статью.
 

Почему ошибается разведка

Замечательный цикл статей бывшего сотрудника ГРУ про разведку Шлыкова.

Собственно я обращаю внимание на вторую часть его цикла "Почему ошибаются разведки"
В ней речь идет об оценке ресурсов и как влияют оценки на принятие решений. Думаю это интересно и поучительно не только как историческое чтиво, но и материал для рассуждений о маркетинговых оценках.

Как вспоминает Макнамара, первый свой день на посту министра он начал с заслушивания начальника разведки ВВС, у которого он спросил, во сколько тот определяет число советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и как он эти цифры получает. Вопрос о советских ракетах жгуче интересовал Макнамару потому, что назначивший его на пост министра обороны президент Дж. Кеннеди выиграл президентские выборы прежде всего благодаря жесткой критике президента Д. Эйзенхауэра за недостаточное внимание к вопросам обороны...

В ответ на вопрос Макнамары начальник разведки ВВС разложил перед ним фотоснимки, сделанные высотным разведывательным самолетом «У-2», и доложил, что они убедительно подтверждают наличие у СССР от 50 до 200 МБР...

Далее Макнамара по очереди вызвал руководителей разведки ВМС, армии, корпуса морской пехоты и стратегического авиационного командования (САК), которым задал тот же вопрос. По данным армии, то есть сухопутных войск, СССР имел 10 МБР; ВМС назвали 4, а САК насчитало более 200.  А вскоре было твердо установлено что Советский Союз имел в то время всего 4 МБР и 2 пусковые установки.

Макнамара потребовал объяснений. И тут выяснилось, что обе авиационные разведки получали свои данные расчетным способом, исходя из мощностей советских предприятий, которые, как считали ВВС и САК, выпускали МБР. По снимкам с «У-2» измерялась в квадратных футах производственная площадь предприятия, а фактически просто крыша его сборочных цехов, ибо ничего больше с «У-2» было не рассмотреть. Затем полученная цифра сравнивалась с соответствующей площадью американского заводу по выпуску МБР, мощность которого была известна, после чего выдавалась оценка числа произведенных советских МБР...


Чешское ретро

Очень популярная в Чехии, Польше и Венгрии песенка про Йожина с болот 1978 года, особенно опасного для пражаков.


UPD: Увы, отвалился клип с русскими субтирами. Поэтому клип в оригинале.  Нашелся клип, но все же русский текст. Переводlienka_cz  

Collapse )

Если бы программисты строили самолеты

Все мы знаем, что если бы программисты строили дома, то цивилизация была бы разрушена первым же дятлом.

Однако, авторы этого ролика куда оптимистичней. Самолет летит. Правда, настораживает то, что его авторы не захотели посмотреть на его посадку.


Как известно компания Эрбас завершает постройку св...


Как известно компания Эрбас завершает постройку св...
Как известно компания Эрбас завершает постройку своего суперлайнера А380 расчитаного на 860 человек.

Казалось бы большая вместимость приведет к большим перевозкам, но... это привело совсем к другим эфектам.

Вумек в книге "Бережливое обеспечение" исследовал процесс полета с точки зрения бережливого производства. И сам полет в нем занимает очень мало времени. Да и его вместимость по сути редко являлась узким местом в перевозках - самолеты обычно имели резерв мест.

К чему же привела гигантомания?

Во первых к тому, что не все аэропорты смогут его принимать - значит придется тратить больше времени на поездку к месту посадки и возможно пересадки.

А380 весит больше 500 тонн. А чем тяжелее самолет, тем большую зону опасной турбулентности он оставляет за собой. ИКАО рекомендует самолетам задерживаться на старте после взлета А380 дополнительно на одну минуту, дожидаясь рассеивания создаваемых им завихрений. Получается, что появление А380 не повысит пропускную способность перегруженных аэропортов.

До сих пор терминалы аэропортов не способны принимать более 500 чел. за раз - то есть это еще больше увеличит время путешествия.


Иными словами когда принимаются увеличивать производительность системы, берясь не за узкое место - получается только хуже.

Логичней было бы совершенствовать процедуры оформления, регистрации и приема пассажиров, поскольку скорее всего узкое место авиаперевозчиков находится здесь.

Y

read more at Ветер в голове