Усть-Катав. Как делают трамваи

Это кросспост публикации с сайта экспедиции блогеров из Москвы во Владивосток и обратно Trans-Continental.

Как мы попали на Усть-Катавский завод


Когда мы проезжали мимо указателя Усть-Катав, я вспомнил что тут делают трамваи на всю страну. С трассы Урал в горах, было совсем не понятно, где их тут могут делать, но было очень любопытно, как их делают. На обратном пути мы набрались наглости, позвонили на завод и свалились как снег на голову, помав письмом «Русского Радио». Нельзя сказать что нам были не рады, но что делать с блогерами из Москвы явно  заводе не знали, и на всякий случай нам рассказали и показали всё. Всё что можно, поскольку завод выпускает еще и продукцию для космоса, и на заводе режим блюдут строго. Но трамваи теперь делают красивые, космические!


Усть-Катавский космический трамвай модели 71-630

Усть-Катавский космический трамвай модели 71-623.


Трамваи 71-623 на фоне уральских гор в Усть-Катаве.

Трамваи 71-623 на фоне уральских гор в Усть-Катаве.



Создатели трамваев


Администрация приняла нашу экскурсию вполне серьезно, и после согласования в отделе безопасности, нас сдали на руки начальнику производства и Генеральному Конструктору (трамваев).  Особист  ходил рядом, возил нас по территории на машине и присматривал, чтобы мы какой стратегический секрет не утащили. Пару раз настоятельно не рекомендовал фотографировать в ту, или иную сторону.


Генеральный Конструктор трамваев Сергей Иванов

Генеральный Конструктор усть-катавских трамваев  рассказывает о трамвае.



Кроме трамваев завод собирает и что-то космическое, поскольку входит в состав объединения  им. Хруничева. Что делают написано на каждом гугле, но нас интересовало как делают трамваи. Новые трамваи нас попросил не фотографировать. Хотя, похоже это тоже тщетная предосторожность. Пытливые умы даже в Википедии выложили модели усть-катавских трамваев с запасом. Возможно что предосторожность была связана с тем что в то время в Москве решалось чьи трамваи будут использоваться на скоростных линиях. И вроде бы Усть-Катавский завод победил, но его оттерли ребята с условного уралвагонзавода. Чем кончилась история я не знаю, но знаю, что в Москве сейчас ходят в основном трамваи из этого уральского города.


Из чего делают трамвай


Усть-Катав — единственное место в России где трамваи выпускают серийно, на стапелях, как корабли или самолеты. Производство не поразило новизной. Но видевшим как собирают к примеру ЗиЛы это не покажется странным. Трамваи получаются хорошие и красивые, хоть и железки выглядят неважно.


Трамвайные стапели Усть-Катавского вагоностроительного завода

Трамвайные стапели Усть-Катавского вагоностроительного завода


Трамвай состоит из нескольких важных блоков: кузов (в смысле вагон), тележки с электроприводом и системы управления.  Электродвигатели, контроллеры, сложная механика — самая ответственная часть транспортного чуда, заказываются у мировых производителей. Но может ставиться и отечественная. Усть-Катавский завод долгое время ставил Псковские тележки, а это, кажется, иностранная.  Тут уже стоят асинхронные двигатели, экономичные и компактные. Новые двигатели могут возвращать часть энергии при торможении гораздо эффективнее.


Тележка трамвая на конвеере Усть-Катавского завода

Тележка трамвая на конвеере Усть-Катавского завода


Сборка кузова трамвая


Кузов трамвая — это конструкция из проката и листовой стали. Ничего особо космического в сборке нет. Оборудование тоже не новое. Впрочем, подозреваю, что ракеты делаются примерно так же.


Сборка основания трамвая

Сборка основания трамвая


Неокрашенный кузов трамвая

Неокрашенный кузов трамвая


Штамповочный пресс купленный еще при советской власти

Штамповочный пресс купленный еще при советской власти


На кузов трамвая монтируется крыша из стеклопластика

На кузов трамвая монтируется крыша из стеклопластика


Как трамвай становится ярким


Готовый  корпус красят в окрасочной камере, затем сушат лампами. Похожие камеры стояли на производстве кузовов в Набережных Челнах.


Окраска трамвая

Окраска трамвая


Сушка лампами кузова

Сушка лампами кузова


Отдельно красят пластиковые детали. Кстати потолок у трамвая из сделан из стеклопластика. И вообще на трамвае много пластика.


Пластиковый обвес трамвая

Пластиковый обвес трамвая


Окончательная сборка трамвая


Наконец приходит время окончательной сборки. В трамвай ставят пассажирские сиденья, обшивку салона, стекла, тянут кучу проводов.



Тележки ставят в самом конце, а до этого момента он едет по конвейеру на технических тележках с маленькими колесами.


Кузов трамвая на технологической тележке

Кузов трамвая на технологической тележке


Салон трамвая 71-623

Салон трамвая 71-623 с низким полом


Рабочее место водителя одно из самых дорогих частей. И важную роль тут играет сиденье, поскольку водитель работает не только головой и руками, но и… просиживает на нем много часов.


Рабочее место водителя трамвая 71-623

Рабочее место водителя трамвая 71-623


Наконец почти все собрано. Осталось поднять домкратами кузов и поставить его на тележки.



Наконец готовый трамвай прицепляют к этой помеси дрезины и электрокара и выкатывают из цеха.



Трансбордер


Для того что бы перекатывать готовые трамваи с одного пути на другой без длинных перегонов со стрелками на заводе сделан трансбордер — специальный трамвай для трамваев, который перемещает трамвай поперек путей. Заводчане очень гордятся им и говорят что ни у кого такого нет.


Транспордер в ожидании трамвая

Трансбордер в ожидании трамвая


Трамвай на транспордере

Трамвай на трансбордере


Транспордер возит трамвайные вагоны между этими путями

Трансбордер возит трамвайные вагоны между этими путями

Жизнь трамвая на воле

Трамваи ожидают отгрузки на территории завода. Конечно их делают на заказ, но в ожидании отправки они стоят на запасных путях. Отсюда их отправляют на станцию, где грузят на платформы. Были эксперименты возить их по шоссейным дорогам, но они с трудом вписываются в габариты.


Трамваи модели 71-623 в ожидании отправки

Трамваи модели 71-623 в ожидании отправки


Забытый старший брат - трамвай серии 71-619

Забытый старший брат — трамвай серии 71-619, какие сейчас ходят в Москве.


К взлету готов

В конце экскурсии нас быстро вернули в заводоуправление. На территории снимать не разрешили, исключение сделали только для этого символа завода.


Скульптура-символ Усть-Катавского вагоностроительного завода

Заключение

Мы получили огромное удовлетворение от экскурсии. Мы убедились еще раз, что в России могут выпускать конкурентноспособную технику с хорошим дизайном.


Yosha

Патриотеческая патология сводит на нет все неплохое впечатление от репортажа.
С чего взято что "в России могут выпускать конкурентноспособную технику с хорошим дизайном"?
Именно на пределами России выпускают трамваи гораздо более совершенные с несопоставимо лучшим дизайном.
Делают трамваи для своей отсталой страны. И слава Богу.
Будет больше бюджетных денег, будут закупать их за границей.

Та же стыдуха и с КАМАЗами, по великорусскости которых автор где-то тут неподалеку пустил искусственную слезу.

Показывай заказные заводы. Интересно. Только не изображай из себя способного на умные заключения.
______________

Прошу прощения, уже запутался. Про КАМАЗЫ было у другого патриота.
Да и критика к Йоше не относится, ибо он всего лишь репостер. :)

Edited at 2013-04-27 01:11 pm (UTC)
Юрий, к несчастью я автор этого поста. И за пост ничего не получил :(

А что кончается концовки, ну.. чесно говоря наверное слабо. Вместе с тем меня поразило как люди делают национальным методом (из говна конфетку) что то более менее приличное. И надо видеть этот город посреди уральских гор, который за сто лет почти не изменился.

Уж извините.
(Anonymous)
Да ну его, этого ment52 - Юрия Лучинского. Как всегда в своем репертуаре. Ничего нового. Мозги набекрень повернуты и никак не повернешь в нормальную сторону. Я уже давно мечтаю его пристрелить, причем в буквальном смысле. Кстати - если бы вы знали, какая память осквернена только из-за него, точнее, из-за одного его дружка ему под стать... А кроме того - я живу в Челябинске, и эти современные усть-катавские трамваи ездят по нашему городу. Езжу в них с удовольствием.
статья
(Anonymous)
может не "транспондер", а "трансбордер"
Re: статья
Да, я на сайте поправил, а тут нет. Спасибо, поправлю.