Холодная война: поймай меня если сможешь

Как и я и писал в предыдущем посте, в Деле Дятлова полно "вкусных" подробностей. Одно из расследований  под авторством Ракитина «Смерть, идущая по следу» предполагает что группа Дятлова погибла от рук американских диверсантов. Не буду касаться Дятлова, я о другом.

Оказывается до начала 60х американцы залетали в воздушное пространство СССР как к себе домой, и СССР не могло ничего с ними сделать, несмотря на победные доклады генералов. Сделаны были тысячи полетов, в том числе над стратегически важными объектами, а советские самолеты если и долетали до нужной высоты, то просто не могли сбить вертлявые Стратоджеты - самые быстрые бомбардировщики того времени.

Старджеты залетали обычно с севера,  через полюс, где у СССР не было ни средств обнаружения, ни возможностей быстрого перехвата. Стратоджетам достаточно было обходить аэродромы за 150 км. После появились и вовсе недосягаемые U-2, в существование которых сначала в СССР не верили. Именно поэтому когда наконец U-2 сбили на 1 мая 60 года 14й (SIC!) ракетой, сбив при этом своего, это отмечалось как огромное достижение. Собственно ракеты C-75 стали причиной, по которой полеты прекратились. 

Полеты в 50х поражали своей наглостью и летали не только над северными границами, но и над Киевом, Новгородом, Смоленском, они снимали первомайские парады и делали, в общем, что хотели.  

Рекомендую прочитать 20 часть расследования, но пожалуйста, не надо читать остальное. Пропадете в этом перевале, как и другие исследователи! :) Я же приведу цитаты оттуда. 

Всего же, за период 1950-1970 гг. американская авиация более 20 тыс. раз нарушала неприкосновенность воздушного пространства СССР, осуществив аэрофотосъёмку более 3 млн.кв.км. Колоссальный объём разведывательной работы, что и говорить! Поэтому надо с большим скепсисом относиться к шапкозакидательским заверениям советского Агитпропа с его заезжанной пластинкой про "границы на замке". Если и был там "замок", то лишь в воображении журналистов "Правды", сам же Хрущёв и руководители ПВО особых илююзий по этому поводу не испытывали. Благо жизненные реалии были таковы, что каждый год приносил всё более неприятные сюрпризы.
     Что это были за сюрпризы мы можем видеть на конкретных примерах действия американской и английской авиации по разведке объектов в глубине СССР.

 Так, например, 15 октября 1952 г. два "стратоджета" вторглись в воздушное пространство Советского Союза в районе острова Врангель. Один из самолётов пролетел вдоль северного побережья Чукотки, явно отвлекая на себя внимание местных сил ПВО, а второй направился вглубь континентальной части страны и пересёк Чукотский полуостров. Над бухтой Провидения, уже в Беринговом море, он развернулся и ушёл в сторону Аляски. Поднятые в воздух самолёты МиГ-15 не смогли перехватить нарушителя. Самолёт преодолел более 1300 км. над территорией СССР, а его командир получил орден "За лётные заслуги".
     В августе 1953 г. английский самолёт-разведчик "Канберра" с новейшей американской фотокамерой на борту осуществил разведку ракетного полигона в Капустином Яру. Полёт проходил на высотах 14 500 м. и выше по маршруту Прага-Киев-Харьков-река Волга-Каспийское море-Иран. Во время этого полёта английские пилоты стали свидетелями того, как поднявшиеся с разных аэродромов на их перехват истребители Миг-15 вступили в бой друг с другом - самолёты, видимо, принадлежали разным воинским частям и плохая координация служб ПВО привела к тому, что пилоты не были предупреждены о совместных действиях. Саму же "Канберру" же советские перехватчики так и не смогли достать : самолёт успешно выполнил полётное задание и впоследствии разведчики этого типа не раз использовались Великобританией для вторжений в небо Советского Союза.
       
     Другой феноменальный по своей наглости пролёт имел место 29 апреля 1954 г. Тогда группа из трёх самолётов-разведчиков, имевших на борту смешанные англо-американские экипажи, совершила дерзкий рейд по маршруту Новгород-Смоленск-Киев. Понятно, что этот полёт решал не только узко разведывательные задачи, но и проверял возможности советской ПВО на случай реального авиационного удара по территории страны. Оказалось, что возможности отечественной ПВО по противодействию массированному авиационному наступлению НАТО-вских военно-воздушных сил близки к нулю.
     Буквально через несколько дней - 9 мая 1954 г.- взлетевший с военно-воздушной базы в Великобритании американский RB-47 безнаказанно пролетел над Мурманском и Североморском. ПВО Северного флота банально "прозевало" разведчика. Переполох поднялся только тогда, когда "стратоджет" ушёл вглубь Кольского полуострова, который благополучно и пересёк, явно направляясь к Архангельску и Северодвинску (тогда - Молотовску). За наглым американцем погнался Миг-15, который добросовестно расстрелял весь боезапас - 40 снарядов калибром 37 мм. и 160 - калибром 23 мм. Ни единого попадания в супостата защитник советского неба не добился и вернулся на базу не солоно хлебавши. RB-47 совершил облёт Архангельска и Северодвинска и объектовые ПВО помешать ему в этом не смогли. В конце-концов, американец избавил местное военное начальство от своего присутствия, благополучно уйдя в сторону Баренцева моря.
     Несмотря на нежелание признавать собственные огрехи, советскому руководству в тот раз пришлось принимать меры - уж больно велико оказалось посрамление советских армии, авиации, флота и сил противовоздушной обороны. На смену шелудивому американцу в Мурманск прилетел Министр обороны Николай Булганин с целой комиссией звездопогонных начальников, призванных навести, наконец-то, порядок в деле защиты советского неба. Самым виноватым оказался, разумеется, лётчик, который, расстреляв боезапас, не стал таранить самолёт-нарушитель и ценой собственной жизни пресекать его полёт; досталось впрочем и начальникам повыше. Высокая московская комиссия, раздав всем сестрам по серьгам, благополучно отчалила восвояси, а работа по охране рубежей Родины вернулась на круги своя - НАТО-вцы продолжали наведываться к нам, а наши доблестные защитники пытались их заметить и по возможности им помешать. Получалось, прямо скажем, не очень...
     1 мая 1955 г. НАТО-вские самолёты-разведчики появились над многими городами в европейской части СССР, в том числе Киевом и Ленинградом. Были сфотографированы первомайские демонстрации советских трудящихся, искренне веривших в то, что "граница на замке" и даже не подозревавших о полётах самолётов-шпионов буквально над собственными головами.
     Предельно циничной была проверка боеспособности советской ПВО, которую устроили американцы в период с 4 по 9 июля 1956 г. Каждый день их "стратоджеты" вторгались в западные районы СССР на глубину до 350 км., заходя со стороны Польши или Балтийского моря. Во время этих полётов самолёты-разведчики появлялись в районе Калининграда, фотографируя не только саму военно-морскую базу, но и многочисленные береговые объекты военной инфраструктуры. Силы ПВО не смогли сорвать ни один из этих пролётов, несмотря на то, что всякий раз противник действовал с одного направления и по одной схеме. А ведь ещё и года не прошло с того момента, когда маршал Вершинин высокопарно заверил Президиум ЦК КПСС о том, что силы ПВО в ночных условиях "перехватили 96% целей"! События июля 1956 г. показали истинную цену завиральным обещаниям паркетных шаркунов с маршальскими звёздами на погонах...
     В 1956 г. несколько десятков "стратоджетов" поучаствовали в масштабной разведывательной операции "хоум ран", о чём подробнее будет рассказано чуть ниже.
     А вот 10 сентября 1957 г. имела место одна из наиболее таинственных операций американской разведки в небе СССР. Некий высотный самолёт совершил перелёт из Ирана над Каспийским морем с последующим выходом на маршрут Сталинград-Армавир-Грозный-Тбилиси-Иран, пролетев в общей сложности над территорией СССР примерно 3050 км. Самолёт произвёл разведку ракетного полигона в Капустином Яру и авиационного полигона во Владимировке. В 100 км. от Владимировки от самолёта-нарушителя отделился некий объект, который быстро вышел из зоны видимости советских РЛС, развив скорость около 1800 км/час. Это выглядело так, будто самолёт-нарушитель имитировал атаку наземного объекта крылатой ракетой. Несмотря на все старания Вооружённых Сил СССР заполучить её фрагменты в своё распоряжение и масштабную поисковую операцию, затеянную ради этого, обломки таинственного скоростного объекта так и не были обнаружены. До сих пор остаётся неизвестен тип самолёта-нарушителя, поскольку высота пуска (19 км.) явно превышала потолок "Стратоджета", а высотный самолёт-разведчик U-2 не имел узлов подвески оружия (впрочем, нельзя полностью исключать ошибки операторов наземных РЛС, чей профессионализм зачастую оставлял желать лучшего. Так, например, во время событий 1 мая 1961 г. когда на U-2 был сбит Фрэнсис Пауэрс, 2-й дивизион 57 зенитно-ракетной бригады продолжал обстреливать цель после её поражения, считая, что она продолжает нормальный полёт. 9 отдельный радиотехнический батальон выдавал на КП 4 армии ПВО сообщения о "цели, следующей на высоте 19 км" вплоть до того момента, когда разваливающийся U-2 снизился до высоты 5,5 км. и Пауэрс уже давно покинул его кабину, т.е. прекратил всякое управление полётом. Возможно, что с определением высоты пуска 10 сентября 1957 г. в районе Владимировки мы имеем дело с аналогичным "косяком" наших специалистов).
     Весной 1958 г. Дядя Сэм в присущей ему манере вновь поздравил советский народ с праздником Первомая. На этот раз RB-47 пролетели над Киевом и заглянули в ближнее Подмосковье. Созданная к тому времени Московская зона ПВО, оснащённая зенитными ракетами С-25 и способная (теоретически!) одновременно обстреливать 1000 самолётов противника, незванных гостей попросту не заметила. Их не заметили и многочисленные экипажи авиационной техники, поднимавшейся в тот день в воздух по всей европейской части СССР (в моде ещё оставались сталинские воздушные парады и во многих городах воинские части и местные аэроклубы 1 мая привлекались к воздушным парадам "локального" характера).
     А вот с декабря 1958 г. "стратоджеты" стали активно действовать в южных районах СССР - над Узбекистаном, Казахстаном и Западной Сибирью. Целью их полётов являлось движение вдоль траектории пролётов ракет Р-7, запускаемых с Байконура, и перехват телеметрической информации, передаваемой ракетой во время полёта. Три RB-47 были соответствующим образом переоборудованы и получили по две 18-метровые антенны, укреплённые с обеих сторон фюзеляжа.

  Следует особо подчеркнуть, что приведёнными выше случаями список разведывательных по своим целям и скандальных по форме полётов "стратоджетов" в советском небе отнюдь не ограничивается. А ведь кроме них парк НАТО-вских воздушных разведчиков включал самолёты других типов: "Канберра" (английский), RB-57 "Канберра" (американский), P2V "Нептун" (американский), U-2. Интересующиеся могут самостоятельно углубиться в историю авиации, благо информации по этой теме становится в последние годы всё больше. Впрочем, исчерпывающей картины мы пока не имеем, поскольку данные советской ПВО до сих остаются закрытыми. Из американских источников известно лишь, что в период 1952-60 гг. одни только RB-47 различных модификаций совершили около тысячи нарушений воздушных границ СССР.
     Надо сказать, что американское ЦРУ, не желая использовать ресурсы министерства обороны (и попадать от него в зависимость), в середине 50-х гг. обзавелось своим собственным самолётом-разведчиком U-2. Концепция этого самолёта принципиально отличалась от RB-47 : главным достоинством U-2 была не скорость полёта, а высота - 21-22 км. - куда не мог забраться ни один истребитель в мире. Техническое превосходство U-2 над существовавшими средствами ПВО было столь очевидным, что ЦРУ с неприкрытым цинизмом использовало эти самолёты по всему миру - от Латинской Америки, до Ирана, Китая и СССР. Самолёт этот до такой степени понравился американским военным разведчикам, что Министерство обороны также закупило партию U-2 и впоследствии неоднократно их модернизировало. Кстати, завершая этот краткий исторический экскурс в историю американской разведывательной авиации, следует заметить, что первый U-2 сбили вовсе не защитники советского неба 1 мая 1960 г. под Свердловском, как это полагают многие жители России, а их китайские коллеги в июле 1958 г. (т.е. почти двумя годами ранее).

Примечательно, что советское руководство долгое время не признавало саму возможность существования самолётов, аналогичных U-2 по техническим характеристикам. Ситуация выглядела запутанно и даже анекдотически - из истребительных полков шли доклады о полётах неких "воздушных судов" на высотах более 20 км. - а отечественные специалисты по авиатехнике ответственно заявляли, что "такого быть не может". Информация радиотехнических полков, призванных осуществлять радиолокационный дозор воздушного пространства, ясности не добавляла. Дело в том, что все имевшиеся в тот момент на вооружении СССР типы радиолокационных станций имели весьма ограниченные возможности (обнаружение целей на дальностях до 200 км. и высотах до 20 км.). Причём на эффективность работы РЛС негативно влияли многие факторы: параметры движения цели и её физические свойства, солнечная активность, состояние атмосферы и даже уровень подготовки операторов. Посему радиотехнические полки не могли распознавать U-2 и уверенно "вести" его. Все разглагольствования о том, что 1 мая 1960 г. Пауэрса "вели" чуть ли не от самой госграницы всего лишь досужие вымыслы ветеранов военных кафедр, на самом деле наша ПВО не заметила его не только на границе, но даже над Байконуром, куда тот "заглянул" по пути к Челябинску. В районе Байконура, кстати, уже были развёрнуты зенитно-ракетные дивизионы, так что 1 мая 1960 г. американца теоретически могли бы сбить уже там, однако... однако там его никто попросту не увидел.
     Показателен эпизод, имевший место 9 апреля 1960 г., т.е. за 3 недели до полёта Пауэрса. Тогда американский U-2 "прогулялся" до Балхаша и Байконура, а потом спокойно возвратился в Иран. На перехват таинственного объекта были подняты сначала 4 истребителя Миг-19, а затем ещё 2 Миг-17. При попытке одного из "девятнадцатых" выскочить выше практического полка и подняться на высоту таинственного объекта, истребитель потерял управление и разбился. В разбившемся самолёте погиб старший лейтенант Владимир Карачевский. В 9-й гвардейский истребительный авиаполк, которому принадлежал погибший самолёт, прибыл командующий истребительной авиацией ПВО генерал Е.Савицкий, который компетентно установил, что перехватчики гонялись за фантомом, ибо "такого самолёта, который они якобы видели, быть просто не может".
     Инцидент стал известен в Москве и разбирался на заседании Политбюро ЦК КПСС в присутствии компетентных специалистов - авиаконструктора А.Микояна и Председателя Государственного комитета Совета министров по авиационной технике П.Дементьева. Специалисты были единодушны : самолёты на высотах более 20 км. летать не могут в силу жёстких скоростных ограничений - при малой скорости полёта они будут сваливаться в штопор, а при высоких - у них будут отламываться крылья из-за высокого скоростного напора. А посему все пустопорожние разговоры о некоем неизвестном высотном разведчике надо прекратить. Ни Политбюро ЦК КПСС, ни лучшие авиационные специалисты Страны Советов, ни лучшие разведчики КГБ и ГРУ - никто из этих достопочтенных исторических персонажей ничего не знал об американском U-2 вплоть до 1 мая 1960 г, когда ракетчики 57 зенитно-ракетной бригады в небе над Челябинском-40 "завалили" американца 14-ой (четырнадцатой !) по счёту зенитной ракетой С-75. Сбив после этого собственный же истребитель-перехватчик Миг-19 (пилот Сафонов погиб).
     Правда, объективности ради надо сказать, что некоторые историки отечественной авиации всё же пишут о 8 ракетах С-75, выпущенных по U-2 Пауэрса, что несколько смягчает довольно безрадостную картину рассогласованных и прямо ошибочных действий сил противовоздушной обороны. Нельзя не отметить и редкостный цинизм, проявленный в тот день упомянутым выше командующим истребительной авиацией ПВО Савицким, который лично приказал пилотам Соковичу и Ментюкову подняться в небо на неподготовленных самолётах Т-3 (без оружия и высотного снаряжения) и уничтожить "нарушителя тараном". Выполнение этого требования вело к гарантированной гибели советского пилота, решившегося выполнить приказ без высотно-компенсирующего костюма. К счастью, таранить лётчикам никого не пришлось, поскольку наведение обоих самолётов с земли было осуществлено с большими ошибками: Соковичу сообщили, что цель движется на высоте 10 км. (вместо 19-20 км. как это было на самом деле), а Ментюкову, верно указав высотный эшелон, неправильно сообщили о его взаимном расположении с целью, из-за чего лётчик совершил разворот в противоположную необходимой сторону.
     Можно представить, как было испорчено настроение "дорогого Никиты Сергеича" в этот день! Всего двумя неделями раньше все вокруг - от золотопогонных маршалов, до главных конструкторов и начальников спецслужб - в один голос уверяли его в невозможности существования супервысотного самолёта-разведчика, а теперь обломки этого технического чуда падают с неба за тысячи километров от границы возле одного из самых секретных объектов страны! Так какова же истинная цена всех тех гарантий, что наслушался недавно Генсек: полушка в базарный день?

В 1956 г. американская разведка осуществила одну из самых скандальных операций за всё время своего существования, вошедшую в историю под названием "хоум ран" ("home run"). В период с 21 марта по 10 мая самолёты-разведчики "Стратоджет" различных модификаций совершили по крайней мере 156 глубоких вторжений в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова, Урала и Сибири. К операции привлекались в общей сложности 21 самолёт-разведчик и до 15 самолётов-заправщиков; благодаря использованию последних дальность полётов "Стратоджетов" увеличивалась с 6,5 тыс.км. до 9,4 тыс.км. и даже более в зависимости от количества дозаправок в полёте.

Разведчики, размещённые на авиабазе Туле (Гренландия), летели к Советcкому Союзу через Северный полюс, а самолёты-заправщики поднимались из Фэрбэнкса на Аляске и дозаправляли их в зависимости от полётного задания либо при движении к цели, либо уже на обратном пути. Во время отдельных вылетов "Стратоджеты" сжигали топлива больше собственного взлётного веса.
Советские компетентные органы в связи с операцией "хоум ран" зашевелились с заметным опозданием. На это, видимо, повлияла как общая инертность в принятии решений, присущая советскому руководству, так и слабость ПВО в северных районах страны. Защитники советского неба оказались неспособны обнаружить подавляющее большинство пролётов американских самолётов. Руководство в Москве очнулось лишь тогда, когда американцы стали действовать совсем уж нагло - 6 мая 1956 г. пролёт от Амбарчика до Анадыря и обратно совершили сразу 6 "Стратоджетов"! Фактически, американцы сымитировали массированный ядерный удар по стратегическим объектам в глубине Советского Союза, причём совершенно безнаказанно, а это уже не лезло ни в какие ворота! Советская ПВО была бессильна, за время операции "хоум ран" перехватчики поднимались в небо всего 4 раза. Эффективность их действий оказалась нулевой, лётчики наших МиГов ничего не могли противопоставить издевавшимся над ними в радиоэфире пилотам "стратоджетов". 10 мая 1956 г. МИД СССР разразился гневной нотой, призывая на головы "американской военщины" всевозможные проклятия, однако эти поношения не могли скрыть неспособность советской ПВО противостоять противнику. Примечательно, что обнаглевшие янки, сознавая собственную неуязвимость, направили ответную ноту, в которой доказывали неправоту выдвинутых обвинений.







Тема не раскрыта
Тема раскрыта не полностью.

После этого появились Черные Птички. Титановые огромные свехзвуковые (2М) и очень высотные разведчики. И опять они летали, как хотели. Пока в ответ мы не сделали перехватчик Миг 25. Три скорости звука, стальной корпус и подходящая высота. Тогда полеты черных птичек прекратились. Но, чтобы потоптаться по врагу, Миг -25 совершили серию разведовательных полетов прямо надо Израилем. Взлетали в Египте, а садились в Сирии. Все что можно было отправить им вдогонку и сбить было отправлено. Но, тщетно. Торжествующий противник спокойно летал и снимал ядерные объекты Израиля, а ему ничего сделать было нельзя. Вот, после этого ситуация немного угомонилась.

Но, следующим витком были разведовательные полеты, выполненные гражданскими авиалайнерами. Таких был не один. Их сбивали и принудительно сажали.

Еще были высотные шары-зонды.

Сейчас летают беспилотники. Чаще мелкие.
Re: Тема не раскрыта
Интересно, а обычный метеозонд засекут? Радар его не увидит, оптика - на высоте 30 км тоже не увидит. контейнер с камерой и передатчиком он потянет.
Re: Тема не раскрыта
Да, и у Blackbird, и у МиГ-25 скорость М3, а не 2М
Re: Тема не раскрыта
С появлением спутников общая необходимость в самолетах отпала (не полностью конечно).

А что касается МИГ-25 - действительно уникальный самолет, вот только подозреваю дальность действия у него меньше чем у "Птичек" и U2 (он до сих на вооружении). Он перехватчик птичек.
SR-71
Ага, он самый.

3М у него скорость, около 1км/с. Пролетал за 2 часа от NY до Лондона. И высота крейсерского полета 35км.

МиГ-25 (он же Е-266) даже превзошел эту радость в рекордах, но... в таком режиме он мог лететь не более минут 5, потом горючее кончалось.

Но толку с него (с Блэкберда) было мало. Ракеты его все равно могли сбить. Именно потому амеры свернули проект "Валькирия" - 200тонного бомбера с такими же ТТХ.
Убийство Ракитин более-менее обосновал, а вот диверсантов нет. И т. б. "контролируемую ложную поставку". Скорее уж, местные постарались убить так, чтобы не привлекать к себе внимания. Если уж диверсанты, то случайно столкнувшиеся с туристами.

"Геополитическую" часть интересно сопоставить с последней книгой В. Суворова (Резуна) "Кузькина мать".
Как то сложно: диверсанты черти где, потом их самолетом забирать...

Но я соббственно не про это - я просто не знал что так плохо с ПВО в 50х было. Если случись что - разбомбили бы в пыль.
Эта книга случайно не про дело Пеньковского, который маляву послал президенту США и тем сорвал войну?
"Местные" - это кто? гопота из окрестного села? убить может. Только вот не таким способом.

Было бы как минимум много крови, и пострадал бы кто-то и из местных тоже, если принять, что у них не было огнестрела (а при его наличии кто-то из дятловцев имел бы огнестрельные ранения). Были бы переломы рук-ног, например.

Мое мнение: спецназ ГРУ тренировался.

"Контролируемая ложная поставка" в ХЗ каком заснеженном едренякове выглядит слабо, случайная встреча с диверсантами тоже - на них что, написано, что диверсанты? ну, "тоже туристы", никаких подозрений.
Интересно, а наши летать пытались? Особенность современных стратегических средств в том, что ни мы, ни американцы себя защитить друг от друга не сможем.
Не знаю, не изучал. С подлодками были эксперименты, но не очень удачно.
А это известное дело.

По слухам, сам SR-71 - уже куда более позднего периода машина - над СССР летать уже побаивался, ибо ракеты были (а над КНР летал на ура), но вот его беспилотный дрон, который на нем (на версии M-21) устанавливался сверху и развивал чуть не 2км/с - вроде как летал над СССР как хотел.

Ну и корейский Боинг вспомним. По слухам, наши там таки сбили 3-4 амерских разведсамолета, причем лично Осипович сделал 2 вылета и сбил 2 супостатов. Что же до того 747... говорят, упал в море у Ниигаты 500км к югу от офиц. места падения, а что ему там помогло упасть - неизвестно.

Конечно же, речь шла о разведполетах амеров, выдававших себя за сбившегося с курса "пассажира", тот 747 некоторое время летел с RC-135 крыло к крылу.

И, конечно же, остатки военных амеров наши на дне нашли, а тот 747 так и не найден.
Да уж. Странная эта история с Боингом. Чего мы впали в шизофрению не ясно...
;)))))))))))))))))))))))
История Пуэрса имела место 1 мая 1960 г, а не в 1961 г;))))) плодите тут всякую хрень, а ее потом растаскивают по инету))))
Re: ;)))))))))))))))))))))))
Вы читать то умеете, прежде чем тапками кидаться?:

Кстати, завершая этот краткий исторический экскурс в историю американской разведывательной авиации, следует заметить, что первый U-2 сбили вовсе не защитники советского неба 1 мая 1960 г. под Свердловском, как это полагают многие жители России, а их китайские коллеги в июле 1958 г. (т.е. почти двумя годами ранее).