Yosha O'Rlow (yosha_orlow) wrote,
Yosha O'Rlow
yosha_orlow

Categories:

Чему и как учат в ПТУ

Юрий Панчул [info]panchul написал пространную статью о том, как учат в МФТИ (Физтехе), одном из лучшем техническом ВУЗе страны.  Он приходит к выводу что раньше, что сейчас там не готовили специалистов в компьютерных науках. Готовили физиков, со знанием программирования, а остальное изучали сами. Как, впрочем, и в остальных вузах  студенты необъятной родины изучали одно, а работали над другим.   Может пора уже в консерватории поправить?

Нет, я совершенно не против того, чтобы 2% студентов МФТИ учили только физику, математическую физику и объем математики, необходимый и достаточный для поддержки физики, после чего уезжали в Великобританию и получали там Нобелевскую Премию за графен, после чего делали дурацкие заявления, что якобы изобретение графена моментально обнуляет все существующие силиконовые технологии.

Но а что делать остальным 98% физтехам, которых привлекли в юном возрасте в Долгопрудный рассказами о том, какое элитарное физико-ТЕХНИЧЕСКОЕ образование они смогут приобрести? Продолжать закрывать колоссальные дыры в физтеховском образовании - самообразованием, как это приходилось делать 25 лет назад? Например в то время ФУПМ популярно позиционировался как факультет для подготовки хмм, произнесем это постыдное слово, программистов. Ну и чему там учили? Физике, математической физике и объему математики, необходимого и достаточного для поддержки физики, плюс мааленький курсик по дискретному анализу и полстранички LR(k) алгоритма в курсе "Теория и реализация языков программирования", который не содержал и 5% материала, который учили по компиляторам студенты Стенфорда и Беркли (dataflow analysis, register coloring и т.д.). Кое-что учили на базах (теория графов, RTOS, базы данных), но не совсем в систематизированном виде.

В результате у студентов-компьютерщиков с ФУПМа образовывалось в мозгу два островка понимания мира - физика и выученное самостоятельно программирование на Си. Между этими островками находился абсолютный вакуум, в котором иногда пролетали астероиды самостоятельно выученного ассемблера, популярных статей про векторые суперкомпьютеры в русском переводе журнала "Electronics" и подобные случайные вещи. Небольшим архипелагом стояла Студенческая Лаборатория Компьютеризации под лидеством почившего Олега Бацукова в Лабораторном Корпусе, но это был скорее тоже развернутый вариант коллективного самообразования.

Только спустя 20 лет Сергей Вакуленко [info]ramlamyammambam дал мне разумное объяснение почему это было устроенно именно так. Согласно Вакуленко, на физтехе был крен в сторону матфизики, потому что стране были нужны программисты, которые были бы способны решать задачи типа расчета нагревания боеголовки при прохождении её через атмосферу. But seriously, folks. Прошло 25 лет, и к национальной задаче России бомбануть Америку прибавилась другая национальная задача - догнать и перегнать iPhone. И если россияне действительно хотят без дураков решить последнюю задачу, то им нужна другая программа физтеха - программа, в которой для компьютерщиков с самого первого курса была бы возможность пощупать весь спектр технологий между физикой и программированием на Си - logic design, FPGAs, logic synthesis, place and route, static timing analysis,computer architecture, pipelining, microcontrollers, embedded system design, RTOSes и другие.


Tags: горизонты науки, государство и общество, самосовершенсвование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments