Опыт полководца, или Управленческая система Суворова

Александр Васильевич  Суворов известнен нам по военной истории. Блистательный полководец,  одержавший 99 побед и ни одного поражения, внес вклад не только в военное дело. Мало кто вспомнит сейчас, что Александр Васильевич Суворов создал и описал систему практического управления, описаную им в книге "Наука Побеждать" которая превосходила и в то время, да и сейчас, многие методы командования  и стратегии не только в военной сфере, но и сфере управления.  Вячеслав Летуновский, руководитель Школы корпоративного тренинга, осмыслил уроки Суворова и написал книгу «Наука побеждать. Менеджмент по Суворову», которая вышла в издательстве Альпина Бизнес Букс.   Статья Вячеслава Летуновского, опубликованная в журнале  «Инициативы XXI века», дает представление об этой книге и об управленческой системе Суворова.





Опыт полководца, или Управленческая система Суворова

Победа есть не роскошь, а первейшая необходимость.
Александр Васильевич Суворов

Имя Александра Суворова всем нам хорошо известно. В каком-то смысле даже слишком хорошо. В том плане, что он в нашем сознании стал чем-то вроде мифического существа. Для реального человека в его образе слишком много чудесного. В самом деле, за всю его долгую воинскую карьеру, длившуюся около 40 лет, было почти 100 сражений и ни одного поражения — так ведь не бывает. Его потери при штурме даже самых неприступных крепостей всегда были на порядок ниже, чем у обороняющихся, — так тоже не бывает. Ну и самое главное, у всех великих так или иначе при пристальном рассмотрении всегда находятся темные пятна. А вот у Суворова их нет, все попытки очернить его образ, например со стороны поляков, крайне несостоятельны, хотя и понятны в стремлении сохранить национальное достоинство.

Но если уже поддаться искушению и действительно ассоциировать образ Александра Суворова с мифическим существом, то лично мне на ум приходит белый единорог. Такой же чистый, тонкий и целеустремленный, его появление приносит удачу. И действительно, по воспоминаниям современников, там, где появлялся Суворов, сразу устанавливался живой, адекватный ситуации порядок, прекращались пьянки, кражи и драки, солдаты переставали болеть. А австрийские генералы так говорили о Суворове: «Достаточно этого чудака в белой рубашке просто возить и показывать войскам, и победа будет обеспечена» [7]. И все же демифологизация образа Суворова необходима. Необходима для того, чтобы мы могли поучиться у него его феноменальной эффективности. Ведь Суворов был таким же человеком, как и мы с вами, из той же плоти и крови. Отличительная же особенность гениального полководца заключалась в том, что он обладал способностью быстро учиться на опыте, извлекая из него самое лучшее, и мгновенно распространять на тех, кто рядом. Этакая самообучающаяся организация в одном лице. Мало того что самообучающаяся организация [1], так еще и бережливое производство, — у Суворова не было незавершенки. Все, что он планировал, исполнялось точно в положенный срок и в полном объеме. Вот вам «канбан1» и «точно вовремя» [3].

И только сейчас, обладая современными познаниями в менеджменте, мы оказались способны немного снять завесу с мифической чудесности его образа. А ведь он сам призывал нас: «Потомство мое прошу брать мой пример» [10].

Управленческий цикл

На основании проведенных исследований нам удалось свести базовые моменты в управленческом подходе Суворова в следующую схему (рис. 1) [7].


Рис. 1. Управленческий цикл по Суворову

 

Основа всему для Суворова — это глазомер. Первый базовый управленческий принцип. Глазомер по Суворову означает адекватную оценку ситуации. Без правильного глазомера вся последующая схема работать не будет. Поэтому Суворов не жалел ни своего времени, ни времени и сил подчиненных для развития навыков глазомера. А глазомер иначе как постоянной тренировкой развить невозможно, поэтому и тренировал этот навык Суворов постоянно. Развитию глазомера у подчиненных способствовал подробнейший разбор полетов после любого мало-мальски значимого события с обязательным выделением отличившихся как в позитивную, так и в негативную сторону. При этом важно отметить, что глазомер Суворов понимал не только и не столько тактически, сколько стратегически, постоянно осуществляя мониторинг военно-политической ситуации в стране и в мире.

После сбора данных и оценки ситуации следует второй этап: продумывание перспективных сценариев развития событий. Суворов отличался сценарным мышлением, он рисовал в своем воображении будущие события крупными мазками в нескольких вариантах, затем детализировал их, решительно останавливался на одном, еще более детально его продумывал, а затем быстро и настойчиво воплощал в жизнь. Проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что во время Итальянской кампании у Суворова было как минимум три плана наступления на Париж, и только явный саботаж со стороны англичан и австрийцев воспрепятствовал их реализации. Способность к сценарному планированию позволила Суворову очень быстро перенять у французов и эффективно применять тактику построения в колонны еще до боевого столкновения с ними.

После того как решение принято и все тщательно продумано, осуществляется процесс постановки задачи. Интересно отметить, что, несмотря на то что большинство решений и выходов из затруднительных ситуаций Суворов находил сам, всегда, когда ситуация это позволяла, он интересовался мнением своих подчиненных, стараясь вовлекать их в процесс принятия решения. Кроме того, он не жалел сил и времени для того, чтобы сделать задачу и смысл выполняемых действий понятным каждому солдату, и требовал того же от своих офицеров. Принцип «Каждый солдат должен знать свой маневр» у Суворова означал понимание не только своей задачи на поле боя, но и задач взвода, роты, батальона и далее вплоть до целей кампании.

Когда же все задачи четко уяснены и смысл будущих действий полностью понятен, следовало выполнение намеченного плана (действие). А поскольку у Суворова все предыдущие этапы, как правило, были пройдены безукоризненно, выполняя намеченные планы, суворовские чудо-богатыри творили чудеса. Впрочем, чудеса продуманные и запланированные. (Рассмотрим в качестве примера штурм Измаила. Атака на крепость производилась с девяти направлений. Все поставленные задачи были выполнены точно в срок. Соотношение потерь на одного русского солдата составило шесть-семь солдат противника.) Детальное продумывание будущих действий сопрягалось у Суворова с поощрением инициативности и самостоятельности наступающих. Суворов требовал выполнять поставленные задачи быстро, решительно, не жалея сил.

«Тот не сделал ничего, кто не закончил дела полностью», — часто повторял Суворов, ссылаясь на Гая Юлия Цезаря, которого считал своим учителем, и всегда старался завершить начатое, каких бы сил ему это ни стоило. «Недорубленный лес всегда вырастает» [10] — еще одна любимая поговорка полководца. Суворов старался всегда полностью уничтожать силы противника и развивать успех. Этот принцип завершенности действия также немало способствовал успешности и повышал эффективность.

Каждое серьезное мероприятие у Суворова, будь то бой или маневры, всегда заканчивалось подробнейшим разбором полетов, где: а) все получали по заслугам; б) учились на опыте. Разбор полетов Суворов проводил так, чтобы стимулировать у подчиненных стремление к дальнейшему совершенствованию. Разбор полетов способствовал быстрому научению как отдельных индивидов, так и целых подразделений. И конечно же, подробный анализ выполненных действий развивал уже упомянутый нами глазомер. Необходимо также отметить, что Александр Суворов был настоящим мастером обратной связи, как позитивной, так и негативной. Так хвалить подчиненных, как это делал Суворов, у нас, пожалуй, не умел никто.

Однако этот замечательный управленческий цикл не дал бы таких удивительных результатов, если бы не базировался на великолепной профессиональной выучке подчиненных и высочайшем моральном духе. У Суворова была своя комплексная многоуровневая система обучения и развития подчиненных. В своих войсках он создавал подлинную культуру постоянного развития и улучшения. Развиваться и совершенствоваться в суворовских войсках было принято и всячески приветствовалось. Помните, «ученье — свет, неученье — тьма» [9].

Ну а дух победы, высочайший моральный дух, который Суворову удавалось формировать и поддерживать вокруг себя, — наверное, вообще самое удивительное суворовское достижение, разгадку которого, возможно, предстоит раскрыть только нашим потомкам. Тем менее попробуем детальнее разобраться, каким же образом ему удалось этого достичь? Ответ целесообразно искать в трех тесно пересекающихся друг с другом сферах: нравственность, патриотизм и религиозность.

Нравственному воспитанию личного состава Суворов уделял не меньшее значение, а даже большее, нежели профессиональному. Высокий моральный дух вверенных ему войск являлся вторым китом (наряду с профессиональной подготовкой), на котором основывалась непобедимая мощь его войск. За проступки, позорящие честь русского солдата и офицера, Суворов, в целом не слишком суровый в наказаниях, карал очень строго. Известен случай, когда в ходе Итальянской кампании два офицера русской армии обокрали раненого французского генерала, находившегося в плену. Суворов приказал их обоих разжаловать в солдаты и прогнать сквозь строй.

Будучи сам очень религиозным человеком, он также развивал религиозное чувство у своих подчиненных. Ни одно крупное сражение у него не начиналось без церковной службы, которая чаще всего в силу суворовской стремительности совершалась не перед боем, а вместе с боем. Неграмотных солдат он учил молитвам. Беспощадный к врагам на поле боя, он был очень милосерден к ним после их поражения. Пленных поляков просто отпускал домой, пленным французам возвращал их шпаги. За свою жизнь Суворов отдал только один приказ о смертной казни, когда был пойман во время швейцарского похода французский шпион. В его времена, когда к солдату было принято относиться как к неодушевленному предмету, он сам себя с гордостью называл солдатом и говорил о том, что солдат для отечества превыше всего.

Огромное значение Суворов придавал развитию национального достоинства русского солдата, которое базировалось у него на чувстве человеческого достоинства. «Кто любит свое отечество, — говорил он, — тот подает лучший пример любви к человечеству». Суворов безгранично верил в несокрушимую мощь русского духа. Вот несколько высказываний полководца, демонстрирующих эту веру [10].

  • Мы русские, мы все одолеем.
  • От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может.
  • Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет.
  • Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать.
  • Покажи на деле, что ты русский!
  • Россиянин отличается верой, верностью и рассудком.
  • Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.
  • Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб.

Эта вера удесятеряла его собственные силы и силы солдат, позволяя молниеносно разбивать иногда вдесятеро превосходящие силы противника. Читая высказывания Суворова, удивляешься тому, как же быстро мы растеряли это драгоценное суворовское наследство веры в свою непобедимость. Тем не менее не все потеряно. Пока жива память, в наших жилах течет та же суворовская кровь. Мы русские, этим все сказано. Тесно связано с темой нравственного воспитания постоянное культивирование Суворовым победы над противником. Духом победы дышит каждое распоряжение Суворова, каждая его инструкция, в которой нет и намека на современные воинские уставы, в которых больше, пожалуй, прусского следа, чем русского суворовского. Вот пример его инструкции по штурму крепости:

«Ломи через засеки, бросай плетни чрез волчьи ямы, быстро беги, прыгай чрез полисады, бросай фашины, спускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки, очищай колонны, стреляй по головам. Колонны, лети чрез стену на вал, скалывай, на валу вытягивай линию, караул к пороховым погребам, отворяй вороты коннице. Неприятель бежит в город! Его пушки обороти по нем, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо. Недосуг за этим ходить. Приказ: спускайся в город, режь неприятеля на улицах. Конница, руби. В домы не ходи. Бей на площадях. Штурмуй, где неприятель засел. Занимай площадь, ставь гауптвахт, расставляй вмиг пикеты к воротам, погребам, магазинам. Неприятель сдался? — Пощади!» [10, с. 86].

Все, всегда и везде у Суворова заканчивается победой и подробными инструкциями, что и как делать после разгрома врага. Такие слова, как поражение и отступление, вообще отсутствовали в его словаре. Ежедневный развод у него всегда заканчивался словами: «…Бодрость, Смелость, Храбрость, Победа, Слава, слава, слава!» [9, с. 17].

 

(Cтатья полностью на сайте ARTof.ORG.ru)

Покажи на деле, что ты русский!
Отличная статья! Надо будет еще раз перечитать полностью.
АЛЕКСАНДР СУВОРОВ.
Суворов в этот день превосходил
Тимура и,пожалуй,Чингисхана...
Джордж Байрон

На безоружных шёл походом.
Солдаты восхищались им. -
В расправах со своим народом
Он тоже был непобедим.

Учил: "Штыком смутьянов бей ты!
Стреляй по ворогу в упор!.."
Его карательные рейды
Поляки помнят до сих пор.

Стоял стратег с довольной миной:
Кто в плен не сдался,тот казнён.
О,сколько кровушки невинной
На полководце всех времён!

Побольше смертных приговоров!..
Плевать хотел на вдовий плач
Генералиссимус Суворов,
Великий тактик и палач.

Александр БЫВШЕВ