Турусы на колёсах и Митинский волок

Гербы московских районов — очень странный предмет. Смесь наивности с тщеславием. Почти анекдот. Но отдельно меня привлек герб района  Митино. На его примере можно увидеть как странные исторические домыслы встречаются с официозом. Итак.

Официальный герб района Митино

Это последняя редакция герба. Герб и флаг муниципального образования Митино утверждены решением муниципального Cобрания №1-4 от 10 февраля 2004 года. 

"Геральдическое описание герба
В красном щите московской формы золотая древнерусская ладья на колесах. В зеленой оконечности золотой дубовый лист с желудем.
Объяснение символики герба

Золотая древнерусская ладья на колесах в красном поле щита символизирует существовавший в XIII-XIV веках на территории муниципального образования сухопутный волок, по которому переправлялись суда из Москвы-реки по долинам рек Барышихи и Сходни в реку Клязьму. Конструкция ладьи на колесах известна по летописному рассказу о походе князя Олега на Константинополь (Царьград). Золотой дубовый лист в зеленой оконечности символизирует старинную природную дубраву, нашедшую отражение в топонимике муниципального образования: улицы Дубравная, Барышиха".

В старой редакции от 1997 года, впрочем, сказано более расплывчато

В верхней части красного цвета расположено изображение старинной золотой ладьи под парусом на колесах. Историческим источником для ее изображения служит летописный рассказ о походе князя Олега на Константинополь, в котором говорится, как были поражены византийцы видом кораблей русичей, поставленных на колеса и с распущенными парусами двигавшихся по суше к стенам города.

В XIII-XIV веках здесь проходил сухопутный путь-волок между рекой Клязьмой и Москвой-рекой. 

Ладья на колёсах?

Первое что бросается в глаза в описании — это изображение «ладьи на колёсах».   По всей видимости художник сначала просто нарисовал  варяжскую ладью. Вот такую.

Гокстадская ладья была обнаружена с 32 щитами на каждом борту.

То есть сначала кружочки на гербовой ладье были щитами, но съехали вниз и превратились в колёсики.  И это творчески осмысленно во фразе о известной по походу Олега на Константинополь конструкции ладьи.  Ну а что, даже есть знаменитая иллюстрация из Повести Временных лет. 

Подступ Олега к Царьграду на кораблях с колесами из Радзивиловской летописи

То есть конструкция колёсной ладьи уже освящена веками, нет сомнений! А Колёса у ладей были типа велосипедных, с тонкими спицами. Правда нигде, кроме как на картинке, этих колёсных ладей не  видел.   

Был ли волок в Мититино?

Хорошо, с фантазийными короблями на колёсах мы разобрались. А теперь главное — где же шёл волок по территории Митино? 

Волок должен быть где то в районе водораздела двух речных систем. К северу от Москвы начинается река Клязма, удобный путь к Владимиру. По историческим исследованиям к северу от Москвы было два волока из притоков Москва-реки в Клязму. 

Через Барышиху, как написано в описании к гербу, волочить суда в Клязьму было бы неразумно. Речка длинной всего 3 км и начинается  на территории Митино в Уваровом овраге. 

Первый же реальный волок был на территории современных Мытищ либо из притока Яузы — речки Работни оврагами в Клязьму, либо из заболоченного сейчас верхового озера. Собственно само название Мытищи подтверждает наличие места, где с чего-то брали мыту — таможенный сбор.

Второй волок проходил по речке Сходне, которая несомненно проходит по Митино. Но сам волок находился выше по течению, в районе платформы Новоподрезково и села Черкизово.  

Так что путь в Клязму по Митино проходил, но с таким же успехом это можно было бы отразить и на гербах других районов, где течет река Сходня.

Отмечу, что сама технология волока во многом не понятна. Понятно, что суда или грузы как то перетаскивали, но какие суда и как во многом не понятно. Об этом надо будет написать отдельный пост. 

Волоцкая дорога

 Дополнительную путаницу возможно, вносит название дороги, которое вела в Митино — Волоцкая. Название это прослеживается от Кремля, а прежнее название Пятницкого шоссе — Старая Волоцкая дорога. Но вела эта дорога в Волок Ламский — Волоколамск, который был действительно важным городом  для московской торговли. Здесь волочили суда из реки москворецкого притока реки Рузы в верхневолжский приток Шошу. 

Кстати, река Барышиха, поминаемая в описании герба, пересекала эту Волоцкую дорогу. Возможно, что здесь и было место, где перегружали грузы на лодки, а дальше спускались в Москва-реку. 

Вот так одно неразумение на другое порождает фантастические гербы и теории.

Ну а в завершение посмотрите лекцию Ларисы Скрипник об истории Митино  из цикла «Уличный лекторий музея Москвы». Эта лекция и сподвигла меня на изучение герба Митино и других московских гербов.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.