Yosha O'Rlow (yosha_orlow) wrote,
Yosha O'Rlow
yosha_orlow

Categories:

Москва порт пяти морей и планы обводнения Москвы

Когда-то давно я обнаружил на Ретрокартах план 1935 года, который меня удивил обиием каналов. Сейчас я нашел книгу, к которой эта карта была приложена. Это Генеральный план реконструкции Москвы 1936 года издания. Книга черезвычайно интересная. Хорошо что всем планам из не суждено было сбыться, но часть все же реализовалось.

В частности были построены Северный и Южный речные Вокзалы. Восточную гавань в районе Новогиреева и восточный и северные каналы не построили.Они должны бли пройти через Тимирязевский парк, Останкино и Кусково. На месте Погоно-Лосиного острова должно было быть Ичкинское водохранилище. На месте современных Золотых Ключей за Поклонной горой должно было разлится Сетуньское водохранилище. А на юге вдоль Окружной дороги должны быть построены спрямления для разгрузки центра от транзита судов. Все это делалось что бы превратить Москву в Порт Пяти Морей - фраза ровно из генплана. К Моменту написания был готов болько канал Москвы.

Надо сказать что Москва-река и Яуза какой мы его знаем это собственно реализация этого плана. Да и этот план в целом влияет на нашу жизнь до сих пор.

Ниже цитата из книги про проект обводнения Москвы. Иллюстрации оттуда же


Совершенно изменит весь облик Москвы осуществление намеченного в перспективе грандиозного плана обводнения города.
Заканчиваемое в ближайшие годы строительство канала Волга — Москва, одновременно разрешающего вопросы водоснабжения, обводнения и судоходства, позволяет наметить сооружение ряда каналов и водохранилищ, образующих вокруг Москвы два больших водных кольца, спрямляющих извилины Москва-реки, позволяющих реконструировать реку Яузу и открывающих возможность использовать значительные водные поверхности для судоходства, спорта и отдыха трудящихся.
Предусмотрено сооружение:

  • Химкинского водохранилища в северо-западной части города вдоль Ленинградского шоссе от села Химки до села Никольское;

  • Хорошевского канала, спрямляющего Москва-реку у Хорошевского Серебряного Бора;

  • Андреевского и Дорогомиловского каналов, спрямляющих Москва- реку у Дорогомиловской луки и в Замоскворечьи;

  • Карамышевского спрямления;

  • канала от Химкинского водохранилища до реки Яузы, проходящего по северным районам города (через Тимирязеве — Останкино).

Одновременно предусмотрено реконструировать реку Яузу, проходящую по территории города на протяжении 10 км и представляющую в настоящее время открытую сточную канаву глубиной в 10—40 см, где количество сточной жидкости в 6 раз превышает количество проточной воды. В результате обводнения из Химкинского водохранилища и прекращения спуска сточных вод река Яуза превратится в чистую реку, проходящую через цепь парков и доступную для мелких речных катеров.

На восточном берегу Химкинского водохранилища намечено устроить северный порт, а в районе Хожухова— южный порт.

Система канала Волга — Москва будет также широко использована для создания обширных водных бассейнов в районах пригородных парков и превращения их в районы отдыха для трудящихся Москвы.

Схемой планировки предусмотрены также большие работы по обводнению Москвы.

Основой обводнения города служит осуществляемый канал Москва — Волга. Влиять на планировку Москвы и пригородной зоны этот канал начинает уже с Клязьминского водохранилища, большая водная поверхность которого (1490 га) дает широкие возможности для развития водного спорта.

В восточной части Клязьминского водохранилища, на расстоянии одного километра от плотины, берет начало восточный судоходный канал, откры-
вающий судам, преимущественно грузовым, прямой путь с севера к основным юго-восточным промышленным районам, без прохождения их по Москва-реке в городской ее части. Это сокращает пробег флота, а Москва- река в черте города предохраняется от загрязнения и загромождения грузовыми судами. Канал выходит на Москва-реку к Южной гавани, проектируемой на месте Сукина болота. Общая длина канала — 40 км.

Основной судоходный канал начинается в западной части Клязьминского водохранилища и образует у города громадное Химкинское водохранилище с площадью водной поверхности в 320 га. На этом водохранилище вдоль Ленинградского шоссе устраивается северный водный пассажирский вокзал города и располагаются грузовые пристани. В южной части водохранилища организуется обширная водная спортивная база, примыкающая к парку Покровское-Стрешнево.

Из Химкинского водохранилища судоходный канал посредством двух шлюзов спускается к Москва-реке на отметку 126 м. Для создания этого уровня воды и для прохода судов сооружается Карамышевская плотина, и Москва-река спрямляется у Хорошева и Карамышева.


В пределах центральной части города создается один уровень воды на отметке 120 м, позволяющий установить сквозное движение от Перервы до Карамышева. Этот уровень воды получается в результате сооружения Перервинской плотины и одновременной ликвидации Бабьегородской плотины.

На участке водного пути с отметкой 120 м для обеспечения прохода высокогабаритных судов запроектированы два спрямления: Андреевский канал длиной в 4,6 км, отводящий движение от центральной луки Москва- реки в Замоскворечье, и Дорогомиловский канал длиной в 2,2 км, спрямляющий реку у Дорогомиловской луки.

Эта система каналов вокруг Москвы образует большое водное кольцо, пригодное для прохода больших по высоте, длине и осадке речных судов.

Одновременно создается второе внутригородское водное кольцо для мелкого судоходства и обводнения города. Это кольцо охватывает город с севера. От Химкинского водохранилища по северным участкам города прокладывается до Яузы канал длиной в 10,5 км. Продолжением этого кольцевого пути на протяжении 10 км служит реконструируемая Яуза. Кольцо замыкается Москва-рекой выше Карамышевской плотины, шлюзованным участком канала Москва — Волга и Химкинским водохранилищем.

Река Яуза расширяется до 20—25 м (существующая ширина ее водной поверхности колеблется от 8 до 16 м), и минимальная ее глубина доводится до 2 м вместо теперешних 10—40 см.
На всем протяжении берегов Москва-рекп, Яузы и водоотводного канала устраиваются асфальтированные и озелененные набережные шириной в 40—50 м для Москва-реки и в 25—30 м для Яузы и канала.

Берега облицовываются гранитом и камнем.

Из 64 км берегов Москва-реки между Шелепихой и Кожуховым до революции облицовано песчаником 4,5 км. За 1932—1934 гг. облицовано гранитом 6,5 км, 12 км покрываются гранитом в 1935 г. Таким образом на Москва-реке остается построить около 46 км набережных, включая перестройку старых набережных из песчаника.
Берега Яузы нуждаются в облицовке на протяжении 20 км от устья до Сокольников, а берега водоотводного канала — на протяжении 8 км.

Все эти работы на набережных намечено осуществить в ближайшие три года.

Превращение Москва-реки путем обводнения в судоходную требует перестройки части существующих мостов для пропуска больших судов. Городские мосты должны допускать проход судов высотой до 8,6 м от уровня реки. Переустройству подлежат мосты Устьинский, Новоспасский и мост Московско-белорусско-балтийской железной дороги. Они будут подняты. Заново будут перестроены Каменный, Крымский, Москворецкий и Краснохолмский мосты и соответствующие мосты через водоотводный канал. Эти работы предусмотрено выполнить в ближайшие три года.

Кроме того для новых магистралей города запроектировано построить за десятилетие новые городские мосты: от Лужников на Ленинские горы в новый юго-западный район, два моста через Москва-реку и водоотводный канал на продолжении Бульварного кольца в Замоскворечье и мост для соединения Пролетарского района с Кировским. Намечено также перестроить деревянный Даниловский мост.

После реконструкции Яузы и проведения спрямляющих каналов намечено в дальнейшем переустроить и построить вновь ряд мостов на Яузе и на новых каналах.


Tags: москвоведенье
Subscribe

Posts from This Journal “москвоведенье” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments